1. Буквенная запись звуков (античность). В настоящее время данный способ находит широкое применение в присвоении гитарным аккордам буквенных обозначений (a, b, c, d,...). Существует также гипотеза о возможности использования рунических обозначений для записи мелодий.
2. "Однолинейная нотная запись", в которой специальными графическими символами обозначались относительная высота последующих звуков и созвучий, а также применялись специальные дополнительные обозначения описывающие некоторые особенности исполнения и мелодического рисунка.
3. Одно и двух-линейная невменная нотация - использовались для приблизительной записи мелодического рисунка. Цвет линеек - желтый и красный. Одна или две ноты привязывались к линейкам, высота остальных нот определялась исходя из их относительного расположения относительно линеек.
4. Ноты усовершенствованные в первой половине 11-го века Гвидо Ареццинским (ок. 990-1050 гг.). Основными новаторскими решениями того времени стали: четырёхлинейный нотный стан, привязка каждой ноты к линейкам нотного стана, методика запоминания нот при помощи соотнесения каждой ноты с конкретным фрагментом музыкального произведения (слогом), который соответствует этой ноте.
5. Мензуральная нотация (время создания - 13-16вв). Запись мелодии, в которой при помощи специальных графических обозначений записывалась не только высота, но и длительность звуков. К началу 17-го века мензуральная нотация сильно потеснила табулатурную запись, которая до этого времени применялась в инструментальной музыке как для струнных так и для для клавишных инструментов.
6. Современное нотное письмо - "усовершенствованная мензуральная нотация". Запись нот на пятилинеечном нотном стане с использованием нотных ключей и специальных обозначений длительности нотных интервалов.
Из российских альтернативных нотных систем самая известная - "ЛИРА" ("линии радуги"). Каждой из 12-ти нот присвоен свой оттенок цвета. В перспективе интерес к подобным способам нотной записи будет расти в связи с развитием технологий используемых для производства компьютерных мониторов. Существуют также вспомогательные методики для обучения детей музыке при помощи "семицветных" нотных обозначений.
"Многолинейная табулатурная запись". Развивалась параллельно с невменной, и мензуральной. В настоящее время находит широкое применение для записи мелодий для струнных инструментов.
"Аппликатурная запись". Самая наглядная но используется в основном как вспомогательная из-за громоздкости.
Системы нотной записи, предназначенные для какого-нибудь определенного инструмента. Это может быть или упрощенная нотная запись, или имеющая дополнительные специальные обозначения, отражающие специфику игры на данном инструменте. Часто это слегка видоизмененные разновидности классичесской нотной записи. К этой же группе нотных систем можно отнести ноты для ударных инструментов и инструментов, имеющих ограниченный нотный диапазон звучания.
Линейная запись нот. Применяется для записи самых простых мелодий, в том числе и однолинейная табулатурная запись.
Компьютерные нотные программы,"Отпечатки клавиш","GIF"анимация аккордов, Видеодемонстрация и т.д.. .
Древние системы нотной записи.
Итак, системы нотной записи условно можно классифицировать по тем или признакам, которые имеются или отсутствуют в данной системе нотной записи:
1) - по способу записи (на классичесском нотном стане (нотны стан из 5-ти линеек), табулатурная(шестилинейная, однолинейная и т.д.;
2) - для какого музыкального инструмента предназначена;
3) - одноцветные или разноцветные ноты, (октавы);
4) - тип информационного носителя (бумага, компьютер);
5) - наличие (или отсутствие) фиксированного расположения нот на нотном стане, а также обозначений для диезов-бемолей;
6) - графические способы отображения нотных интервалов;
7) - по способу отображения информации: статические и динамические.